Выставочное искусство – это единичные, авторские художественные произведения, в которых наиболее ярко проявлена творческая индивидуальность художника.
Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно – это и керамика, и стекло, и металл, и гобелен, и батик и многое другое. Познакомимся с ними поближе.
Перед нами керамика– это изделия из цветной обожженной глины. Керамические изделия удивительно разнообразны – они различаются формой, декором, фактурой.
Если в народном творчестве глиняная посуда была связана с практическим применением, то в современном декоративном искусстве керамику применяют в оформлении помещений, раскрывают новые пластические возможности материала, создают новые оригинальные формы и целые композиции.
Чтобы придать керамическим изделиям художественный вид их покрывают глазурями (тонким стекловидным слоем) или непрозрачными эмалями. Этот вид декоративной керамики называется майолика. Сегодня майолика является стильным вариантом оформления интерьера.
Иногда мастера керамики используют в работе желтую или красную обожженную гончарную глину. Получается терракота, что обозначает «жжёная земля» Все чаще на стенах домов стали появляться терракотовые фасады, росписи по облицовочным плиткам, терракотовые барельефы и керамические мозаики. В парках нередко можно встретить керамические вазы и декоративную скульптуру. А теплые терракотовые интерьеры стали признаком особого внимания владельцев к экологии среды обитания. Изделия из терракоты, позволяют передать красоту и пластику, а натуральность цвета обожженной глины создает цветовой комфорт.
В одном предмете трудно выразить все эмоции и передать замысел, поэтому мастера объединяют изделия в композицию из нескольких предметов. И перед нами уже не вазы, а небольшой лесок. А вот семья обедает. А эти вазы будто с морского дна, покрылись причудливыми коралловыми веточками.
Чтобы придать выразительности своим изделиям художник использует различную фактуру, неправильность формы и даже трещины и царапины.
Ещё одно оригинальное решение - декоративное панно. Здесь можно соединить керамику, дерево и другие материалы, близкие по цвету, но разные по фактуре. Изделия могут быть разные по величине, цвету, фактуре, но обязательно дополнять друг друга, выстраиваясь в декоративный ансамбль.
Современная керамика предстаёт в новом облике и не теряет своей актуальности.
У раскалённой стеклоплавильной печи создаются тонкие, мерцающие грацией и радужными цветами волшебные изделия. Изделия из стекла очень живо реагируют на свет, высвечивая глубину, отражая все цвета радуги. Работа художника – стекольщика необычайно сложна. Она требует высокого мастерства, чувства материала. Выдувное стекло, получаемое ручным способом, называется гнутое стекло. Такое стекло можно мять, лепить, тянуть, резать, можно присоединять к нему другие детали.
Творческая фантазия художника объединяет предметы в общую композицию. И мы видим удивительные и поэтические работы художника-стеклодува
Безграничная фантазия побуждает художника искать новые темы, технологические приемы. В своем творчестве он стремится отразить не только сегодняшний день, но и заглянуть в будущее.
Гобелен – это художественно исполненный тканый ковер для украшения стены. Создается за ткацким станком. Традиционные ткацкие материалы – это шерсть и лен.
Современные художники экспериментируют с цветом, линиями, формой, ритмом, фактурой, выстраивая композицию о красоте природы, о жизни, о людях. И гобелен оживает, заставляя переживать и восхищаться.
Создавая гобелен, автор выступает в различных ролях: как виртуозный ткач; как живописец, выводя композицию различными цветными нитями, как скульптор лепит нитями объем, как архитектор, создаёт стильные украшения для интерьера.
Современные художники работают не только с нежными и хрупкими материалами, они создают настоящие произведения искусства из металла. Мастера используют различные техники, и приёмы обработки метала – ковку, литье, чеканку, сварку и другие.
Самые разные, необычные, оригинальные работы в разных техниках позволяют фантазировать, придумывать и изобретать.
Другой вид декоративного искусства – это батик. Батик –искусство росписи ткани. Батик пришёл к нам из Индонезии, где мастера наносили на ткань восковую смесь, а затем раскрашивали в нужный цвет. Современные художники работают в разных техниках батика.
Одна из них горячий батик.
Растопленный воск наносится на ткань точно по рисунку, и постепенно им покрывают все цвета в соответствии с рисунком (от светлого к темному).
Для того чтобы превратить старую вещь в новую, или своими руками создать эффектный подарок, достаточно уметь пользоваться техникой горячего батика. Работа с воском позволяет без особых затруднений покрывать однотонные поверхности необычными рисунками и узорами.
Так, например, панно художницы Татьяны Шихиревой «Охота». Великолепная заливка цветом, с тонкой проработкой деталей одежды создаёт ощущение театра, веселья, озорства, движения. На цветном фоне нам видны тонкие трещины – это особенность горячего батика.
Татьяна Шихирева - участница московских, российских, зарубежных и международных выставок. Среди них: 1986 - Париж, ЮНЕСКО; 1989 - Дели; 1990 - Норвегия; 1992/93 - Германия; 1997 - Индонезия и др.
Ее уникальные работы находятся в частных коллекциях в Испании, Германии, Италии, Венгрии, Швеции, Дании.
Художник работает в технике горячего батика по крепдешину анилиновыми красками. Любимые темы - "Прекрасная Дама в окружении своих поклонников", среди которых обязательно находятся Пьеро и Арлекин, как олицетворение грустной и веселой любви.
Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика. Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков. В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.
Уникальный стиль Марины Годич, утонченная живопись, которая звучит музыкой красок, изысканность мастерства, нежность сюжета, мир грёз и фантазий, умиротворенность и гармония на тонком шелке, покоряют и очаровывают.
Существует другой способ – холодный батик.
Рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек. Резерв, проникая в ткань, создает перегородку, которая не пропускает краску. Для росписей используют специальную краску или анилиновые красители.
Рассматривая работы, выполненные в технике холодный батик, мы видим увлекательный рассказ о красоте природы.
Русский художник Василий Ярмин – автор работ, выполненных в технике холодный батик, признан лучшим батикистом юга России. Используя такие средства выразительности как линия, цвет, пятно, ритм, художник создаёт чудесные пейзажи, цветы, портреты, великолепные натюрморты. В его работах отражено движение, они яркие, сочные, светлые и солнечные.
Выставочная деятельность – это упорный, напряженный труд, в результате которого рождаются авторские вещи. В отличие от предметов массового производства авторские вещи всегда неповторимы. Они сохраняют творческую индивидуальность и становятся продолжением личности художника.
Современные художники – профессионалы нередко обращаются к русской старине, к традиционным образам и сюжетам народного искусства.
А. Франса: «Понимать совершенное произведение искусства – значит, в общем, заново создавать его в своем внутреннем мире». Современное художественное произведение сложно и многослойно.
В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник – прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что – то совершенно новое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий