четверг, 19 января 2017 г.

Русские художники. Серов В. А.

Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.
   Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И, Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.
   Учился Серов в Академии искусств под руководством знаменитого профессора и педагога П. П. Чистякова. 




Похищение Европы - Валентин Александрович Серов. 1910. Картон, темпера. 71х98

   Мощно прорезая густое море, уносит бык красавицу Европу. Резвятся дельфины, сопровождая героев. Небо сливается с морем. Волны, словно королевская горностаевая мантия, окутывают сильное тело быка. Спокойна, даже равнодушна Европа.
   Работа лишена второстепенных деталей. Схематичность образов - дань модернистской традиции. Тщательнее всего мастер создает образ быка, придавая ему некоторые человеческие черты. Перед нами перевоплощение олимпийского бога, полюбившего красавицу-дочь финикийского царя.
   Сочетание коричневого, синего и черного тонов - классический набор древних критских фресок. Вместе с тем, работа напрочь лишена античной статичности и гармонии форм. Перед нам сюжет, наполненный энергией, темпераментом.
   Далек от античных образцов и облик Европы. Перед зрителем не мраморная застывшая красота, а обычная молодая девушка, смуглая, обычного телосложения, далекого от античной гармонии.
   Символический смысл сюжета приобретает в глазах художника особое, современное звучание. Европа ушла от долголетнего поклонения античным образцам. Чем закончится плавание? К какому берегу пристанет бык? Вопросы остаются открытыми.
   Пространство картины подчинено особому ритму. Дельфины придают композиции динамику, подчеркивая мощь и силу быка. Горизонт работы открыт. Ленивые блики на волнах, искаженное, лишь обозначенное отражение героев в водной глади, создает ощущение могущества стихии, ее неукротимость.

   Европа чувствует себя уверенно на быке, она полностью доверилась ему. Гирлянда, остатки которой зацепились за рог, не выглядит больше украшением. Герои оглядываются на зрителя, словно приглашая его вслед за собой, в неизвестность.
   Работа стала одной из последних в жизни автора. Это своего рода осмысление всего творческого пути, непростые размышления о современном мире, о его пути в будущее. Обращение к античному сюжету не случайно. Воплощение классического сюжета новыми художественными средствами, это творческое завещание мастера, попытка оставить миру послание.
   Именно эта работа считается одной из самых удачных, узнаваемых работ автора, образцом живописи модернизма. На сегодняшний день известно около десяти различных версий этой работы. Автор упорно искал оптимальную цветовую гамму, экспериментировал с пространством, совершенствовал образы. Каждая из версий отличается своим художественным звучанием, атмосферой и колоритом.

Картины В. Серова

Комментариев нет:

Отправить комментарий